Содержание статьи:
3. 1. Заполнение брифа, общение
3. 2. Анализ ниши и конкурентов
3. 5. Проработка 2-3 концепций
3. 6. Отрисовка концепций и подготовка презентации
3. 7. Создание логобука. Что такое логобук?
3. 8. Подготовка исходников (ai, pdf, jpg, png)
4. Как проверить качество созданного логотипа
7 критериев продающего логотипа
5. Советы по выбору исполнителя
Разработка логотипа
1. Что такое логотип?
Обращаясь за разработкой логотипа, подавляющее большинство заказчиков, на самом деле, в первую очередь хочет получить... эмблему.
Дело в том, что логотип – это оригинальное написание названия компании (продукта). Это прямо следует из самого термина, соединившего в себе древнегреческие слова λόγος (слово) и τύπος (отпечаток).
Да, на вывеске «Макдоналдс» логотип – само это название.
А главный и самый узнаваемый отличительный символ компании – стилизованная буква М – это графический знак, или эмблема. Как и трехлучевая звезда у «Мерседес-Бенц» или четыре кольца у «Ауди».
Графический знак часто ошибочно называют «логотипом». Откуда возникла такая путаница, сказать сложно. Возможно, одна из причин в том, что в бизнес-сленге общеупотребительным стал термин «лого» – упрощенное понятие, обобщающее и обозначающее сразу две разных вещи – и текстовый логотип, и графический знак.
Добавляет путаницы и то, что у многих компаний эмблема вообще отсутствует. Они прекрасно обходятся только логотипом, выполненным уникальным авторским шрифтом. Классический пример – «Кока-Кола».
А как же «Форд», «Самсунг», «Памперс», ИКЕА? У этих компаний нет отдельных знака и логотипа. Но это и не просто логотипы – здесь есть графические элементы: овал, плашка, сердечко. Однако они объединены со шрифтовым написанием в единое целое, и разделить их, чтобы использовать по отдельности, невозможно.
Это третий вариант дизайна, когда графические элементы интегрированы прямо в логотип, и отдельной эмблемы, как таковой, нет. Логотип становится более ярким и эффектным. Такой прием используется довольно часто, но, как ни странно, он не имеет своего названия.
Иногда такой вариант называют «комбинированным товарным знаком». Но и это не совсем верно: этот термин позаимствован из патентного дела, где используется своя профессиональная терминология. Пожалуй, для такого «совмещенного» варианта подошел бы термин «интегрированный логотип» или «знак интегрирован в шрифтовую часть».
Итак, у большинства компаний есть логотип (шрифтовое написание названия) и эмблема (графический знак). Это самостоятельные элементы, их можно использовать как вместе, так и по отдельности. На рекламной вывеске не обязательно размещать и логотип «Макдоналдс», и знак М. Достаточно разместить лишь один элемент (приоритет обычно имеет графический знак, поскольку он легче запоминается и быстрее считывается), и узнаваемость обеспечена. Но чтобы идентификация всего бренда происходила только по знаку, необходимо время и средства для раскрутки.
Также возможна ситуация, когда у компании есть только уникальный логотип, или когда графика «встроена» прямо в логотип и составляет с ним единое целое.
Все варианты равнозначны и имеют право на жизнь. Выбор зависит от личных предпочтений заказчика и предложенных дизайнером вариантов.
2. Зачем нужен логотип?
Знак и логотип – основа комплекса корпоративной идентификации (Corporate Identity). В графическом дизайне их называют «базовыми константами фирменного стиля» или «айдентика». Они задают цветовые и шрифтовые решения, графику, пропорции, стилеобразующие элементы и построение всех прочих составляющих корпоративного стиля, основанных на ключевых характеристиках бренда, его позиционировании.
Для бизнеса знак и логотип имеют огромное значение: они обеспечивают узнаваемость компании, отстраивают и выделяют ее среди конкурентов, повышают запоминаемость среди заказчиков и партнеров.
Более того, знак и логотип – это основа всех визуальных коммуникаций компании. Они присутствуют везде: во внутренней и внешней документации, в презентациях, в печатной и наружной рекламе, рекламе на ТВ и в кино, на сайте и в социальных сетях. Они задают общую эмоциональную окраску образа компании. Говоря языком маркетинга, знак и логотип лежат в основе формирования корпоративного бренда.
Поэтому очень важно, чтобы эти элементы были разработаны на высоком профессиональном уровне.
Что для этого нужно?
3. Как создается логотип?
Процесс создания знака и логотипа требует немалых затрат времени и сил как от разработчика, так и от заказчика – особенно на первом этапе.
3.1. Заполнение брифа, общение
Заполнить бриф на логотип онлайн
Если у компании-заказчика есть полноценный рекламный отдел, то он может сам написать техническое задание на разработку (бриф). Если таких специалистов нет, бриф создается совместными усилиями заказчика и дизайнера. В ходе заполнения заказчику и дизайнеру необходимо плотно общаться, согласовывая возникающие вопросы.
От заказчика требуется предоставить максимально полную информацию о компании, сфере ее деятельности, конкурентной среде, рыночной нише, отличиях компании от конкурентов. Чем полнее и объективнее будет эта информация, тем лучше будет результат работы. Заполнить бриф по разработке логотипа можно по ссылке.
Очень важно как можно полнее и объективнее отразить в брифе особенности целевой аудитории компании – ведь именно ее внимание должны привлечь знак и логотип.
Также в брифе обязательно фиксируются пожелания и предпочтения заказчика.
Сегодня для этого даже не обязательно встречаться – все можно сделать, используя «Скайп» или мессенджеры. Это, казалось бы, сугубо субъективное мнение на самом деле очень важно – ведь именно заказчику «жить» с разработанным фирменным стилем. Это «лицо» бизнеса, и оно должно нравиться его владельцу. Заказчик более погружен в свою бизнес-нишу и лучше всех знает все нюансы и тонкости, на выяснение которых дизайнеру нужна масса времени и сил. Поэтому здесь так же важны именно совместные усилия
Одна из самых распространенных ошибок заказчиков при заполнении брифа – делегирование этой работы. Результат может быть очень печальным: на презентации вариантов дизайна внезапно выясняется, что владелец компании видит ее совершенно иначе и ни один из вариантов ему не нравится. А время и ресурсы уже потрачены.
Знак и логотип слишком важны для компании. Их всегда утверждает владелец. Поэтому, каким бы занятым человеком он ни был, нужно найти время и заполнить бриф, либо проверить и согласовать уже составленный.
3.2. Анализ ниши и конкурентов. Определение ключевых характеристик бренда. Формирование портрета целевой аудитории.
Теперь заказчик может заняться своими делами. А у дизайнера начинается напряженная работа.
Для начала нужно собрать информацию по двум главным направлениям:
- визуальная среда рыночной ниши компании: графические, цветовые, стилистические решения и традиции, характерные для этой области деятельности, особенности фирменных стилей конкурентов, типичные носители фирменного стиля,
- маркетинговая среда: как позиционируют себя заказчик и другие участники рынка, какие УТП они предлагают своим потенциальным клиентам, как это отражается в рекламных материалах компаний. Базовая информация такого рода уже содержится в брифе. Но все равно дизайнеру нужно тщательно изучить рынок, чтобы получить представление о его общем состоянии, тенденциях, месте, которое занимает или хочет занять заказчик.
По завершении этой работы дизайнер определяет ключевые смыслы и эмоциональные посылы, которые следует отразить в дизайне знака и логотипа.
3.3. Создание майндмэпа
Только теперь начинается собственно творческий процесс. Что нужно выразить в дизайне, понятно. Но как это выразить?
Для решения этой задачи прежде всего определяются все возможные концептуальные направления разработки. Сейчас для этого все чаще используется так называемая «ассоциативная карта», или «карта смыслов и ассоциаций» (Mind Map). Схематически изображаются все возможные ассоциации, они структурируются и группируются по направлениям. Каждому направлению приписываются по максимуму все соответствующие ему графические образы и смысловые элементы.
3.4. Выбор концепций
Далее выбираются наиболее подходящие для графического воплощения концепции. В рамках каждой концепции эскизно прорисовывается несколько различных вариантов.
Данная работа занимает довольно много времени. Это объективная необходимость: ведь знак и логотип должны быть оригинальными. Но чтобы создать что-то новое, нужно «пропустить» через себя все уже имеющееся. Поэтому первые варианты обычно похожи на уже существующие. Только когда «пройдет» волна похожих дизайнов («шлак» на профессиональном языке), начинают появляться оригинальные варианты. Поэтому профессиональный дизайнер никогда не обещает представить первые варианты работы уже через пару-тройку дней. Качественный продукт рождается небыстро.
Однако не всегда абсолютная уникальность логотипа гарантирует успех. Знаки и логотипы многих известных компаний схожи друг с другом. «ВКонтакте», «Фэйсбук», «Телеграм» и «Скайп», «Вотсапп» и «Вайбер» – стилистически и идейно они очень схожи, но при этом отлично сосуществуют, несмотря на низкий уровень уникальности. Сегодня гораздо важнее ярко и эмоционально отразить в графике ключевые преимущества или направления деятельности компании.
При работе над вариантами дизайна нужно учитывать массу факторов. Например, где, на каких носителях и какими технологиями будут реализовываться в дальнейшем фирменные элементы. Так, сегодня в дизайн знака и логотипа нужно сразу закладывать возможность их качественного воплощения в объеме. Например, если вы захотите сделать объемную вывеску с подсветкой, некоторые вроде бы красивые графические решения (тени, градиенты, множество цветов) на практике станут преградой на пути технической реализации знака и логотипа.
3.5. Проработка 2-3 концепций
По итогам третьего этапа отбираются и уже более тщательно прорисовываются варианты будущего знака и логотипа. Обычно их число колеблется от трех до пяти максимум. Их и не должно быть много. Психологи выяснили, что человеку крайне сложно сделать выбор более чем из семи предметов, и он скорее предпочтет ничего не выбрать. Поэтому профессиональный дизайнер никогда не будет забрасывать заказчика множеством вариантов и всегда работает по принципу «лучше меньше, да лучше».
Рассмотрим на примере создания логотипа для компании по материально-техническому оснащению и сервису производственных лабораторий «Labton»:
3.6. Отрисовка концепций и подготовка презентации
Отобранные варианты оформляются в виде презентации. Заказчику представляются графические решения, шрифты, цветовая гамма, взаимная компоновка элементов, примеры их использования на разных носителях.
Грамотная презентация дает полное представление о том, каким будет логотип компании при выборе того или иного варианта дизайна. Презентация в электронном или печатном виде передается заказчику для принятия решения.
По итогам презентации либо сразу выбирается тот или иной вариант, либо делается доработка взятого за основу варианта по замечаниям заказчика.
Пример презентации:
Бывает ли такое, что заказчик ничего не выбирает?
Да, такое бывает. Даже у самых крутых дизайнеров. Здесь надо действовать по обстоятельствам. Прежде всего надо понять, что привело к такому результату: банальная вкусовщина (это самый плохой вариант), неверная исходная информация либо недопонимание дизайнером требований заказчика. В зависимости от степени противоречий надо принять обдуманное решение.
Если стороны настроены на успешное завершение проекта (как правило, результат все же нужен всем), то они садятся за стол и обсуждают разногласия и пути их устранения. Когда позиция заказчика обоснована, дизайнер всегда готов учесть разумные замечания и подготовить на их основе новый вариант.
Ниже мы отдельно остановимся на том, какими должны быть профессионально разработанные знаки и логотипы и по каким критериям их надо оценивать.
Здесь же отметим, что обычно еще на стадии первичных переговоров обсуждаются все варианты развития событий и оговариваются алгоритмы действий. Это затем вносится в договор как приложение о порядке выполнения работ.
3.7. Создание «логобука». Что такое «логобук» и для чего он нужен?
После утверждения заказчиком выбранного варианта дизайна исполнитель готовит к передаче все разработанные материалы в электронном и печатном виде.
Материалы оформляются в виде единой «книжки», которую называют Logo Book.
«Логобук» нужен, чтобы исключить возможные искажения дизайна знака и логотипа при последующей работе с ними – передаче подрядчикам, типографиям, партнерам, сторонним дизайнерам. Он позволяет контролировать соблюдение всех разработанных норм и правил.
«Логобук» включает варианты дизайна знака и логотипа (цветные, монохромные, черно-белые, «выворотка»), варианты их компоновки в фирменный блок, основные и дополнительные цвета и шрифты, правила использования и недопустимые действия Обычно этим содержание «логобука» исчерпывается. Все сверх указанных позиций уже является предметом отдельной разработки и составляет куда более объемное «Руководство по использованию фирменного стиля компании» (Style Book, Style Guide). Оно может насчитывать десятки и даже сотни самых разных позиций, в зависимости от специфики деятельности компании.
3. 8. Подготовка исходников
Вместе с Logo Book заказчику передаются все рабочие файлы (исходники) в нескольких форматах (ai, pdf, jpg, png) для работы с подрядчиками. На этом техническом этапе процесс разработки знака и логотипа заканчивается.
4. Как проверить качество созданного логотипа
Как заказчик может понять, хороший или плохой логотип ему разработали?
Здесь есть две стороны оценки – субъективная и объективная. Первая говорит о том, что знак и логотип должны нравиться заказчику. Конкретно – владельцу бизнеса. Выше мы уже писали, и еще раз отметим, что именно заказчику «жить» с разработанным фирменным стилем. Это «лицо» бизнеса, и оно должно нравиться его владельцу.
Вторая сторона заключается в том, что у дизайна знака и логотипа есть вполне объективные критерии оценки. Ниже мы их и рассмотрим.
7 критериев продающего логотипа
Профессионально разработанные знаки и логотипы должны отвечать следующим критериям:
1. Эмоциональность (адекватность)
Сегодня этот критерий выходит на первый план. Знак и логотип должны быть яркими, привлекающими внимание, нести эмоциональное «обещание». При этом надо помнить, что эмоции выражаются не только через яркую и броскую феерическую графику. Солидность, надежность, консерватизм – тоже эмоциональные категории, и их также надо уметь отразить, когда это необходимо.
Эмоции и графика должны быть уместными, соответствующими духу отрасли и самой компании. Черные рубленые буквы логотипа вряд ли подойдут детскому центру, а желтый цвет – респектабельной адвокатской конторе.
2. Позиционирование.
Смысловой и эмоциональный посыл, который транслирует знак или логотип целевой аудитории, должен отражать уникальное позиционирование компании: например, самая быстрая для логистической компании, самая интеллектуальная для IT-компании, самая опытная для сервисной и тому подобное.
3. Оригинальность (узнаваемость)
Главная задача знака и логотипа – выделять компанию среди конкурентов. Поэтому в их дизайне нельзя использовать избитые штампы и клише, стандартные образы. Крайне желательно, чтобы графические решения знака и логотипа были авторскими, уникальными, при этом желательно соблюдать стилистику сферы деятельности, чтобы клиент понимал куда обратился.
4. Читаемость
Знак и логотип должны легко читаться и узнаваться издалека (например, на вывеске или рекламном щите) и в сильном уменьшении (например, на визитной карточке). В них не должно быть перегруженности и мелких деталей.
5. Запоминаемость
Символика компании должна легко запоминаться. Как правило, люди – в том числе потенциальные клиенты, – видят ее краем глаза, мимоходом. При этом сложные графические конструкции точно не будут восприняты. А легкая простая графика скорее запомнится и будет быстрее узнаваться в дальнейшем.
6. Технологичность
Важный критерий, про который многие забывают. Знак и логотип должны адекватно и с минимальными затратами реализовываться «в материале» на разных носителях и разными технологиями: вывески, полиграфия, дизайн интерьера, виртуальные технологии. Опытный дизайнер продумывает эти моменты еще на стадии проработки концепций.
7. Охраноспособность
Юридический критерий, определяющий возможность регистрации разработанного дизайна как товарного знака.
5. Советы по выбору исполнителя
Как выбрать лучшего исполнителя?
Главный критерий один: портфолио, портфолио и еще раз портфолио. Смотрите готовые кейсы и выбирайте дизайнеров или дизайн-студии, работы и творческий почерк которых вам больше понравятся.
После этого встречайтесь лично или переговаривайтесь по «Скайпу»/мессенджерам, чтобы установить личный контакт и обсудить все нюансы разработки.
Важный момент: при разработке знака и логотипа очень важен прямой контакт владельца бизнеса и разработчика. Любые посредники имеют свойство искажать информацию и привносить свое видение процесса работы и результата. Обычно это не идет на пользу делу. Поэтому мы стараемся всегда работать напрямую с руководством, а вы работаете напрямую с исполнителем. Это экономит силы, время (а нередко и деньги) каждой стороны и существенно повышает вероятность успешного исхода проекта.
6. Патентная чистота
Скажем пару слов о такой характеристике знака и логотипа, как охраноспособность.
Достаточно часто разработанный дизайн целесообразно регистрировать как объект интеллектуальной собственности. Это влечет за собой как определенные требования к самому дизайну, так и дополнительные финансовые затраты. Но в ряде случаев это оправдано. Тем не менее, задача регистрации ставится не всегда. Поэтому данный момент необходимо оговаривать перед началом работы. В случае, когда регистрация планируется, мы готовы провести проверку на патентную чистоту.
Подробнее об услуге разработки логотипа смотрите на странице.
Для подробной консультации звоните по телефону: +375 (29) 604-65-65